Около двух лет тому назад производители мобильных телефонов столкнулись с проблемой, решать которую им, возможно, придется снова. Речь идет наименованиях трубок. Стройные системы названий трещат по швам. Разработчикам все труднее вписываться в придуманные рамки, а неискушенные потребители рискуют запутаться окончательно.
УПОРЯДОЧИВАТЬ названия сотовых аппаратов начали на фоне их перепроизводства. Рынок захлебывался от обилия предложений, а потенциальные покупатели, озадаченные многообразием, бродили у прилавков, не зная, что выбрать (так, по крайней мере, казалось грандам коммуникационной индустрии). Одной из первых за дело взялась компания Ericsson. Шведы предложили довольно изящную систему под названием ART, которая позволяла определить по названию трубки, чего от нее ждать в функциональном плане (хотя бы в общих чертах). Модели с литерой “А” (A2618s, A3618s и. д.) не о личались обилием “наворотов” или внешним шиком, но люди непривередливые остались ими довольны. Серия “R”объединяла технические телефоны и была адресована не менее продвинутым абонентам. WAP, инфракрасный порт, мощный органайзер…Владельцам моделей вроде R320s или R380s завидовали. И наконец, “T” — экстра-класс, смесь стиля и высоких технологий. В раскрутку миниатюрных имиджевых аппаратов вкладывались громадные суммы. Впрочем, затраты быстро окупались — популярная трубка Т28s, выпущенная тиражом несколько миллионов штук, стоила в начале продаж больше $800.
Система ART подразумевала наличие у каждой модели номера (четыре цифры для A, три для R и две для T, чем больше число, тем аппарат новее) и буквенного дополнения в индексе (s — GSM 900/1800, m — трехдиапазонник GSM 900/1800/1900, sc — трубка для азиатского рынка, d — DAMPS и т. д.).
До слияния с мобильным подразделением фирмы Sony у Ericsson все шло довольно гладко. Объединение спутало карты. В московском представительстве Ericsson нам сообщили, что официально классификации ART никто не отменял, но теперь каждый аппарат продвигается индивидуально, поэтому смотреть на его название нечего. О какой-либо четкой преемственности гостикам) ближе к трубкам бюджетной A-серии. На вопрос, все ли устройства, обозначенные литерой “P” (P800), окажутся смартфонами, нам ответили, что это неизвестно. В свою очередь появление Z-аппаратов вообще стоит под сомнением.
ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК, ДОХОДЯЩИЙ ДО АБСУРДА
ЕСЛИ модельный ряд Nokia Mobile Phones до сих пор и сохраняет стройность, то исключительно потому, что в специфике некоторых входящих в него серий нельзя было разобраться изначально. Взять хотя бы аппараты 7110, 7650 и 7210. Первые два позиционировались (не без основания) как техническая новация, последний — ярко выраженный имиджевый телефон. Можно, конечно, предположить, что финны просто исчерпали емкость представительской 8000-й серии и поставили 7210 (а затем и 7250) на свободное, более или менее подходящее место. Но сути дела это, согласитесь, не меняет.
Что-то странное творится и с “молодежной” 3000-й серией. Вслед за трубками 3410 и 3510, цена и функциональный набор которых еще както сочетались с образом “бедного студента”, финны представили футуристический мультимедийный мобильник 3650 с цифровой камерой, цветным дисплеем и прочими “наворотами”. Весьма сомнительно, чтобы этот аппарат стоил столько же, сколько его бюджетные собратья. Флер неопределенности окружает и 5000-ю серию, вместившую “спортивный”, суперпрочный 5210, “тинейджерский” 5510 (с MP3-плейером и раскладкой QWERTY) и модерновый 5100 (с цветным экраном, поддержкой Java и MMS). Все они имеют оригинальный внешний вид, однако четкой адресной направленности не прослеживается, начинка у трубок очень разная.
Пожалуй, самым загадочным событием последнего времени стал анонс моделей Nokia 2100, 6100 и 5100. Судя по числовому индексу, эти аппараты должны были появиться раньше “родоначальников ”2000-й, 6000-й и 5000-й серий — аппаратов Nokia 2110, 6110 и 5110, давно снятых с производства. Похоже, модельный ряд фирмы из Суоми действительно перерос принятую систему наименований. Если так пойдет и дальше, на рынок вновь поступят аппараты 1000-й линейки.
Единственная серия Nokia, которой пока не угрожает “перенаселение”, — 9000-я. Ниша, отведенная для коммуникаторов, не заполнена и наполовину. Сотрудники московского представительства Nokia уклонились от разъяснений относительно “номенклатурных” принципов своей фирмы, но заверили, что всю интересующую информацию легко отыскать на их сайте в Рунете. Сделать это, несмотря на приложенные усилия, нам не удалось.
MOTOROLA ИДЕТ НА ПРИНЦИП
КОМПАНИЯ Motorola, прочно обосновавшаяся на сотовом рынке российской столицы, была вынуждена пересмотреть свою концепцию наименований трубок. Серий Talkabout, Timeport или Accompli в привычном виде больше не существует. Как и прежде, аппараты с маркой Motorola делятся на адресные группы (правда, групп теперь не четыре, а пять). “A” (от слов Advanced, Accomplished, Application) — высокотехнологичные устройства, вобравшие в себя последние достижения коммуникационной отрасли. “V” — дорогие аппараты с упором на качественную голосовую связь и внешний эффект (“персональный стиль”). “T” — трубки с высокими эксплуатационными показателями, адресованные бизнес-пользователям, “E” — телефоны для любителей развлечений и, наконец, “C” — дешевые мобильники “на каждый день”. Все новые модели заокеанской фирмы имеют алфавитно-числовой индекс и собственное имя (скажем, Motorola T193 фигурирует как Barracuda, V70 — Hummingbird, E360 — Agate, V60 — Phoenix и. д.). Большинство людей узнает о стоимости товара по ценнику на витрине. Motorola предлагает сделать то же самое по индексу аппарата: на цену указывает первая цифра кода. Например, модель Motorola T610 относится к “шестому” уровню (категория около $250). Есть еще “двойка” — $100, “тройка” — $120 (E360, С330), “семерка” — $300 (T720), “восьмерка” и “девятка” — $450 и выше.
Отсутствие “четверки” и “пятерки” продиктовано не желанием обойти стороной средний ценовой диапазон, а совсем иными соображениями. Дело в том, что цифры 4 и 5 в некоторых культурах считаются несчастливыми, подобно номерам 13 или 666. Прагматик, конечно, возразит: почему бы тогда не разграничить поставки для разных стран. Но в Motorola придерживаются другого мнения: если уж создавать систему, то универсальную.
Вторая и третья цифры в алфавитно-числовом индексе тоже имеют значение. По ним можно судить о принадлежности телефона к определенному поколению и порядковом номере модели в конкретном семействе (становится понятно, что значит — C331, C332, С333). Кроме того, в названиях аппаратов Motorola появился добавочный индекс “i”. Он свидетельствует о том, что модель подверглась доработке по сравнению с базовой версией. Допустим, у T720i более мощный аккумулятор, чем у Т720.
Поскольку Motorola выпускает трубки разных стандартов, резонно было бы предположить, что диапазон действия будет каким-то образом отражаться в названии модели. Тем не менее разработчики новой системы намерены ограничиться указанием стандарта мобильника на его упаковке (и, конечно, в специальных кодах для корпоративного пользования). Переход от одной “номенклатурной” системы к другой создаст некоторые неудобства потребителям. Однако, как считают в Motorola, если сумятица и возникнет, ее даже сравнивать не придется с той, что неизбежно вытекала из старой стратегии. Желающим более детально разобраться в классификации Motorola американская компания предлагает наведаться на сайт http://compass.mot.com/go/namingourproducts.
ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ
КOРПОРАЦИЯ Siemens, называющая трубки на манер автомобилей Mercedes-Benz, остается верна себе (за небольшими исключениями, о чем вы узнаете чуть позже). Согласно ее принципам, телефоны, в наименовании которых присутствует “А” (А35, А40), — самые простые по функциям и доступные по цене (иначе говоря, “молодежные”, “бюджетные”). Чуть сложнее, а значит, и дороже модели потребительского уровня — “С”. Буква “E” — знак того, что перед вами аппарат средней ступени сложности, экономического класса. У Mercedes-Benz литера “М” используется для обозначения внедорожников. Видимо, по аналогии Siemens выпустил устойчивые к ударам трубки M35i и ME45. (Правда, аппарат M50, не отличающийся суперпрочностью, несколько выпадает из концепции.) В категорию S (Sophisticated) выделены телефоны бизнес-класса — многофункциональные сотовые аппараты, предназначенные для деловых людей (S45, S55). Эксклюзивный класс Luxury представлен элегантными моделями с мощным техническим потенциалом. К L обычно добавляется S — SL45, SL45i и т. д. чем речь — догадаться нетрудно. Что касается цифр в именах, то 3, 4 или 5 — это поколения аппаратов. Строчная “i” указывает на поддержку интернет-функций.
До последнего времени немцы четко придерживались избранной системы. Однако недавно на свет появился аппарат, который в нее никак не вписывается. Итак, U10 — первая трубка Siemens для сетей UMTS. На наш вопрос, произойдут ли в данной связи изменения в общей системе названий, сотрудники германского концерна ответили отрицательно: UMTS — это одно, а GSM — другое.
ВОСТОЧНЫЙ ПОДХОД
MATSUSHITA (марка Panasonic) продолжает использовать цифровой принцип наименования мобильников. Не мудрствуя лукаво специалисты японской компании разделили свои аппараты на серии с определенным номером. Чем меньше номер серии — тем проще трубка. Постепенно количество линеек увеличивается, однако общей концепции это пока не нарушает.
За таинственной аббревиатурой SGH в названиях GSM-телефонов Samsung Electronics скрывается принадлежность к фирменной марке, поддержка стандарта GSM и ссылка на мобильность устройства. Трубки южнокорейской фирмы формируют четыре основные группы. Аппараты, в имени которых вы обнаружите букву “А”, относятся к разряду представительских (SGH A300, дамский телефон A400, A500, A800 и т. д.). Серия N состоит из телефонов бизнес-класса (N100, N400, N500). У таких трубок строгий дизайн и множество полезных функций.
Аппараты R занимают нишу между пользовательским и средним классом (R200, R210). Отсюда сравнительно скромные цена и функциональный багаж. Серия Q — высокотехнологичная. Именно к ней до недавнего момента Samsung причислял телефоны с поддержкой GPRS, WAP и т. д. Первой моделью этого класса стал аппарат Q100. Впрочем, время вносит свои коррективы. Сегодня в активе фирмы есть и такие аппараты, как T100 — “книжка”с цветным дисплеем, V100 — трубка с поддержкой видеофункций, цветной Java-трехдиапазонник S100. Дополнят новые семейства прежнюю схему или создатели будут ее постепенно модифицировать? Поживем — увидим.