Все изложенное в статье является частным мнением автора, которое может не совпадать с чьей-либо позицией. Автор не несет ответственности за какие-либо убытки, прямые или косвенные, нанесенные использованием изложенной информации.
Фраза «ремонт своими силами» в голове большинства людей ассоциируется либо с ремонтом в квартире или доме, либо с несложными операциями по обслуживанию автомобиля. Но когда речь заходит о ремонте мобильного телефона – многие считают, что это работа только для специалиста высокой квалификации. В целом они, конечно, правы – чем выше квалификация ремонтника, тем больше шансов получить обратно исправный аппарат, а не искаженные куски пластмассы, металла и стеклотекстолита. Однако высококлассные специалисты требуют за свой труд вознаграждения, соответствующего их квалификации, и при ремонте недорогих или не новых телефонов, стоимость ремонта в мастерской может превысить стоимость покупки аналогичного телефона, но в исправном состоянии.
Что же делать в этом случае? Можно конечно рискнуть и отдать телефон в мелкую мастерскую или частнику, но кто при этом даст гарантию на выполненную работу? А не доломают ли при этом телефон? А не случиться ли при этом утечки личных данных из телефона? Заранее, ответить на эти вопросы невозможно, так как среди частников есть очень хорошие специалисты, а есть настоящие халтурщики и люди очень низкой квалификации. Что же делать?
Один из вариантов ответа вынесен в заголовок статьи. Да можно попробовать починить телефон самому. Естественно, что далеко не всякий ремонт по силам пользователю без навыков профессионального ремонтника, а любые операции связанные серьезным ремонтом следует доверить профессионалу. Однако большинству людей, умеющих держать в руках отвертку, вполне по силам успешно справиться с простейшим механическим ремонтом – заменой корпуса, дисплея, динамика и гибкого шлейфа соединяющего между собой части телефонов в «подвижных» форм-факторах (раскладушка, слайдер, ротатор). Ведь именно на эти неисправности приходится порядка половины всех аппаратных ремонтов. Под аппаратным ремонтом, обычно понимают ремонтные операции, связанные с вмешательством в технические (аппаратные) средства телефона.
Прежде чем продолжить рассуждения на тему ремонта своими силами хочу предупредить – диагностика неявных неисправностей и выполнение серьезного ремонта без соответствующих знаний может окончательно вывести телефон из строя, сделав его неремонтопригодным по техническим или экономическим причинам. Подчеркиваю, в статье идет речь лишь о самостоятельном выполнении простейшего механического ремонта, не требующего какого-либо специального оборудования или навыков. При этом неисправность должна быть явно выражена, например, потертый/сломанный корпус или разбитый дисплей.
До выполнения каких-либо ремонтных работ следует просчитать их целесообразность, для чего необходимо:
- Выснить среднюю стоимость ремонтируемого телефона на вторичном рынке. При этом следует прицениваться к аппаратам в хорошем состоянии и полной комплектации;
- Вычислить общие расходы на приобретение оборудования необходимого для самостоятельного ремонта (в данном случае набор отверток и приспособление для вскрытия телефона), необходимых запчастей и стоимости их доставки;
- Выяснить стоимость выполнения подобных работ в мастерской/сервисном центре, имеющем хорошую репутацию.
Выполнение ремонта собственными силами целесообразно лишь в том случае, если общая стоимость ремонта своими силами:
- Не превышает 60-80% от затрат на покупку исправного телефона той же модели (в этом случае ремонт вообще не целесообразен);
- Не превышает те же 60-80% от стоимости выполнения данных работ в мастерской с хорошей репутацией (в этом случае, выполнение работ лучше доверить профессионалам).
Подчеркиваю самостоятельное выполнение ремонта дорогих телефонов, без соответствующих навыков – занятие весьма рискованное, поэтому его лучше доверить профессионалам.
Итак, после выполнения всех расчетов, взвешивания аргументов за и против, оказалось, что самостоятельный ремонт целесообразен. Что для этого необходимо? Три вещи: оборудование, запчасти и аккуратность. Если с последним пунктом все понятно, то где же взять первые две? Жителям крупных городов в этом плане проще – наверняка есть магазины или мастерские, которые осуществляют продажу запчастей для мобильных телефонов частным лицам. А что же делать тем, кто проживает в небольших городках и селах, удаленных от больших городов? Ответ напрашивается сам собой – заказать через Интернет. Кстати, и жители мегаполисов, также могут использовать цены интернет-магазинов для определения общей стоимости ремонта и оценки степени дороговизны того или иного магазина.
Естественно, как и везде, где правят бал законы рынка и свободной конкуренции, цена одних и тех же комплектующих в различных магазинах, может отличаться, причем разброс может быть очень значительным. Причин этому две – разные торговые наценки и качество запчастей. Хотя в данном контексте слово «качество» употреблять не совсем корректно, правильнее было бы сказать «оригинальность». Немного поясню – запчасти для мобильных телефонов по качеству и месту изготовления могут быть разделены на несколько категорий:
- Original – фирменные запчасти от производителя мобильного телефона. Полные аналоги тех, которые устанавливают на заводе в новые телефоны;
- High Copy – высококачественная копия, настолько близкая к оригиналу, что их отличить практически невозможно;
- Class A – качественная копия – немного хуже оригинала;
- Class B или вообще без каких-либо дополнительных обозначений – посредственная копия оригинальных запчастей. По качеству может значительно уступать оригиналу.
- Capability – совместимая запасная часть. Уровень качества может быть нестабилен.
При выборе запасных частей, естественно, целесообразно ориентироваться на оригинальные запчасти, особенно это, касается корпусов и дисплеев. У неоригинальных корпусных элементов, помимо более низкого качества пластика, сильнее подверженного царапинам и потертостям, могут быть еще и погрешности в геометрических размерах. Неоригинальные дисплеи, очень часто, страдают блеклостью, а их срок службы может оказаться весьма коротким. Кстати, даже отдавая телефон в ремонтную мастерскую, нелишним будет поинтересоваться – а какие они ставят запчасти, хотя здесь можно надеяться только на их честность.
Кстати еще один интересный момент – у оригинальных корпусов более широкий комплект поставки – помимо самого корпуса, в комплект поставки может входить также клавиатура, динамики, микрофон, антенна, вибромотор и т.д. При выборе дисплея или гибкого шлейфа следует выбирать те позиции, где написано – «модуль в сборе» «в сборе», «с компонентами», «с коннекторами». Следует обратить внимание – в ряде телефонов, например, Samsung X100 или LG G1800 дисплей крепиться к плате пайкой, а, следовательно, его самостоятельная замена, без использования паяльного оборудования и наличия навыков работы с ним невозможна. Уточнить способ крепления дисплея к плате телефона, без разборки аппарата, можно в Service Manual на конкретную модель, который, после приложения определенных усилий, может быть найден в Интернет.
Если планируется осуществлять покупку через Интернет, прежде чем радоваться наличию нужных запчастей и низкой цене следует посмотреть на минимальную сумму заказа и условия доставки. Требование к минимальной сумме заказа, может быть выражено по-разному, например, нельзя осуществить заказ, если стоимость приобретенных запасных частей ниже определенной суммы, либо для мелких заказов действует дополнительная наценка, которая может достигать 30% от стоимости, либо взимается дополнительная плата «за отгрузку». Типичный размер минимальной суммы заказа варьируется между 500 и 1500 рублями. Что же делать? Вариантов тут два – многие интернет-магазины запасных частей также торгуют аксессуарами для мобильных телефонов – поэтому можно заказать, что-то из них, либо среди знакомых поискать тех, у кого завалялся телефон с несложными механическими неисправностями, которые можно устранить самостоятельно и заказать запчасти на двоих или нескольких человек.
Обычно интернет-магазины предлагают на выбор два способа доставки – через курьерскую компанию (СПСР, ЕМС Гарантпост, Грузовозофф, DHL и другие) или через обычную почту (заказная бандероль, отправление первого класса). При этом часть интернет-магазинов работают исключительно по предоплате и не высылают товар наложенным платежом. Почтовая доставка, обычно, является самой дешевой – на некоторых сайтах ее могут включать в стоимость товара, при этом гордо указав в прайс-листе – при заказе от ХХХ рублей почтовая доставка – бесплатно. Однако при выборе способа доставки следует просчитать все возможные варианты.
В качестве способа оплаты может быть использован – банковский перевод, почтовый перевод, WebMoney, системы мгновенных платежей, например, Contact. Процент за перевод может варьироваться в зависимости от способа оплаты, однако максимально быстро средства на счет компании-продавца поступят при использовании WebMoney. Как правило, отгрузка товара осуществляется только после поступления средств на расчетный счет. В целом процесс покупки запасных частей через Интернет не представляет особой сложности - автор статьи в этом убедился на личном опыте.
Почти все интернет-магазины запасных частей имеют удобную систему поиска, куда достаточно ввести модель телефона и нажать кнопку «Искать». На экран будет выведен весь список запчастей для данного мобильного телефона, их стоимость и наличие. В поле ввода модели следует вводить ее точное цифробуквенное обозначение, например CX65 (Siemens CX65) или G5500 (LG G5500).
Еще одним из способов приобретения запчастей является покупка нерабочего телефона нужной модели. При этом, сравнению с покупкой новых запасных частей, может быть достигнута существенная экономия. Однако тут есть, как минимум два подводных камня – нужный элемент также может быть неисправен и отсутствуют какие-либо гарантии. Хотя, если нужен только корпус – проблем никаких – его состояние можно оценить по внешнему виду.
Порядок разборки телефона и выполнения механического ремонта подробно с иллюстрациями изложен в Service Manual на конкретную модель. При разборке телефона необходимо учитывать, что его электронные компоненты боятся статического электричества, поэтому – при выполнении ремонтных работ следует одеться в вещи из натуральных материалов. Конечно, идеальным вариантом, является антистатический халат, но все-таки, для однократного ремонта, его приобретение нецелесообразно.
Главным правилом, при выполнении механического ремонта является – «Соблюдайте аккуратность!!!» Также не следует применять грубую силу – составные части корпуса телефона соединяются между собой разными винтиками, защелками и т.д., причем часть из них может быть закрыта декоративными элементами корпуса или резиновыми заглушками. Не экономьте на необходимом инструменте и не пытайтесь откручивать винты телефона подручными средствами. Будьте внимательны, и Вы сможете починить Ваш мобильный телефон самостоятельно!
© Печеровый Антон, Mobiset.ru